Авторское право
Нет Мороз, или un Net Morose http://www.globalrus.ru/pragmatics/779991/ "...проект министра культуры Рено Дондье де Вабра ужесточить накануне Рождества закон по авторским правам в согласии с духом Европы и новой виртуальной эры общественность истолковала как отравленный рождественский подарок. Или же, наоборот, как его замечательный подарок аудивизуальной индустрии. ... ...согласование с европейским копирайтовым законодательством, с т. наз. ''европейской директивой'' от 22 мая 2001 года. Эта директива в свою очередь отвечает международному договору 1996 г. под эгидой Всемирной организации по защите интеллектуальной собственности, WIPO. ... Главное новшество европейской директивы состоит в том, чтобы техническим средствами (DRM, т. е. digital rights management) преградить возможность бесплатного копирования музыки на твердый диск. Предполагается, что для копирования нужно будет пользоваться платными легальными программами. Обход этой преграды может обойтись в три года тюрьмы и 300.000 € штрафа. ... ...министр уверяет, что закон не собирается запрещать личную копию для индивидуального или семейного использования. (Особенно старомодно выглядит эта отсылка к семье в то время, когда интернет создал новые формы общности, в частности, эфемерные ''семьи'' по обмену файлами). В любом случае понятно, что непроста будет уже техническая задача различения между индивидуальным и массовым использованием. Ведь речь здесь идет не о классической антиномии ''частное'' – ''коммерческое'' использование, а об ''индивидуальное'' – ''групповое'', где оба бесплатные. ... В целом проект закона подвергся острой критике с точки зрения индивидуальных свобод. Депутаты разных политических цветов обвинили его в «технико-тоталитарном перегибе». Некоторые обратили внимание на то, что контроль за частным использованием являет собой неприятное нововведение в практику авторских прав. Раньше не существовало никакого контроля, например, за использованием в личных целях купленной книги: ее можно было дарить, давать почитать, копировать. Несмотря на ожидаемые неслыханные перспективы виртуального мира, новая эра оказалось более закрытой и репрессивной, чем доцифровая. Критика со стороны библиотек и архивов напирает именно на этот регресс. Должно быть, как минимум, гарантировано право делать с цифровым материалом хотя бы то, что позволено делать с книгой. Аналогичные требования поступают от представителей преподавательского и иследовательского корпусов. По сути аудиовизуальные корпорации мобилизовали государство (у которого в других сферах почва уходит из-под ног) для охраны своих прав. Неизвестно, выиграют ли что-то от этого корпорации, но государство неизбежно проиграет. Закон предусматривает, например, создание Посреднической коллегии, которая должна будет разбирать спорные случаи (в частности жалобы на чрезмерную кодировку, налагаемую монополистами информационного рынка) и бороться с мелким, докриминальным пиратством. Чтобы быть эффективной, эта почтенная коллегия должна будет обзавестись дорогим оборудованием и многочисленными и высококвалифицированными кадрами, если не целой ''интернетной полицией''. ... Дебаты показали, что водораздел в интернетном праве не совпадает с классическим политическим разделением на правых и левых. Деление на ''творцов'' и ''публику'' тоже оказалось нерелевантным. Множество ассоциаций аудиовизуальных деятелей высказалось в поддержку поправки о ''глобальной лицензии''. Другое множество – против нее. ... Конечно, французские парламентские дебаты – лишь маленький эпизод в истории применения законодательства по авторским правам к новым технологическим задачам. Тенденцией европейской директивы является защита аудиовизуальной индустрии, скорее, чем авторов. ... По сути, национальные парламенты стоят перед тем же искушением, что и рядовой интернавт, а именно перед желанием нарушить закон. ... Правительство, подозревающее в каждом пользователе плагиатора, фальшивомонетчика, вора или перекупщика краденого обрекает себя на непопулярность. Полицейское вмешательство в культурооборот претит нашей сегодняшней чувствительности. А культура (распространение информации и пр.) по-прежнему овеяна ореолом бескорыстности. Французский министр культуры решил, по его словам, посвятить себя борьбе с врагом номер один: с «мечтой о бесплатности». Думается, что у министра культуры могли бы найтись враги и поопасней. Идея бесплатного доступа к знанию сопровождает европейскую историю по меньшей мере со времен Просвещения. Но, вероятно, есть некоторая закономерность в том, что приход виртуальной эры и увеличил доступность информации, и обострил паранойю обладания и охраны." Патентное право Программы для ЭВМ Используются технологии uCoz
|