Проведение поиска по источникам конъюнктурной информации

Авторы: Е.А. Данилина, патентный поверенный; А.В.Кириленко, менеджер.

В русле рассмотрения проблематики поисковых работ, необходимых как для написания заявки, так и на всех этапах функционирования выданного охранного документа, в настоящей статье будет рассмотрен один из аспектов конъюнктурных исследований.

Для чего современному патентоведу или юристу нужны конъюнктурные исследования? Во-первых, они дополняют и завершают изучение патентно-лицензионной ситуации. Во-вторых, и в особенности в настоящее время, важно грамотное проведение конъюнктурных исследований в специальных случаях, например, для доказывания общеизвестности товарного знака.

Статья написана в продолжение ранее опубликованных статей: в № 4 за 2003 год журнала «Патентная информация сегодня» размещена статья Н.П. Кочновой «Опыт проведения поисковых работ в ВНТИЦ», а в № 4 за 2004 год этого же журнала опубликована статья Е.А.Данилиной «Применение сведений из промышленных каталогов при определении уровня техники».
Если информация ВНТИЦентра из отчетов НИР и ОКР в основном касается исследования сущности научно-технической проблемы и зачастую не затрагивает эргономических, эстетических, дизайнерских свойств изделия, то информация из промышленных каталогов дополняет и конкретизирует условия работы уже внедренного изделия. Промышленные каталоги могут дать информацию о технико-экономических показателях объекта техники. Экономические же проблемы, связанные с функционированием объекта техники, в основном проявляются при поиске в фондах конъюнктурной информации.

При рассмотрении некоторых, редко применяемых, видов источников непатентной документации представляется полезным поговорить о возможностях конъюнктурных исследований в настоящее время. Следует сразу отметить, что в данной статье будут освещены возможности поиска по источникам конъюнктурной информации, которые дает Всероссийский научно-исследовательский институт конъюнктурный институт (ВНИКИ). Другие источники конъюнктурно-экономической информации будут рассмотрены в дальнейшем.

ВНИКИ проводит анализ конъюнктуры мировых товарных рынков. В советское время, при проведении патентных исследований в соответствии с ГОСТ 15-011, проводились также конъюнктурные исследования. В те времена ВНИКИ предоставлял возможность работы в библиотеке, содержащей, в частности, основные известные в мире фирменные справочники, изучая которые, можно было получить развернутую информацию о фирмах-конкурентах или возможных партнерах. Кроме того, отделы ВНИКИ, занимающиеся внешнеэкономическими связями и внешнеэкономической политикой зарубежных стран, проводили консультирование по конкретным вопросам экономических отношений. В настоящее время конъюнктурная информация предоставляется ВНИКИ на договорной основе, по запросу пользователя.

Основным и очень полезным источником конъюнктурной информации остается издаваемый ВНИКИ Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). Основные направления тематики БИКИ:

- внешнеэкономическая деятельность России и зарубежных стран, соответствующие законодательные акты и комментарии по этим вопросам;

- конъюнктура мирового хозяйства, экономики России и других стран, международные торгово-экономические отношения (оценка и перспективы);

- цены мирового рынка на большое число товаров (энергоносители, химикаты, медикаменты, металлы и неметаллическое сырье, строительные материалы, сельскохозяйственные и лесные товары, машины и оборудование, подрядные работы и услуги);

- деятельность зарубежных фирм – поставщиков товаров и услуг и покупателей товаров России и других стран СНГ,

При подготовке материалов БИКИ используются официальные документы, сообщения зарубежных и российских информационных агентств, торгпредств РФ за рубежом, общеэкономическая и отраслевая периодика стран мира, информация от собственных зарубежных корреспондентов, материалы выставок, ярмарок и экономических форумов в России и за рубежом.

БИКИ удобен тем, что в конце каждого квартала в нем печатается сводная таблица по направлениям деятельности и по странам всех статей с указанием номера соответствующего журнала.

В советское время исследователи, работающие с БИКИ, сталкивались с некоторыми курьезами: например, из номера в номер изучая рынки молочных продуктов, пользователь наталкивался на статью с развернутым описанием рынка йогурта – продукта, название которого ничего не говорило советскому человеку в конце 70-х годов. Вот и приходилось гадать – что же это за йогурт такой?

Если говорить серьезно, то при внимательном просмотре БИКИ можно найти интересующую конъюнктурную информацию. Так, при поиске по табачным изделиям удалось найти ссылки на развитие торговли интересующими нас марками табака, снабженными спорным товарным знаком.
БИКИ публикует обзорные статьи как по странам, так и по отраслям. Если рассмотреть сводную таблицу за I квартал 2004 года, то мы увидим, например, следующие обзорные статьи: «Инновации как фактор совершенствования международной специализации России» (С.В.Миньков, БИКИ № 35-36 за 2004г.), «На рынке чая Кении» (БИКИ № 18 за 2004г.), «Перспективы альтернативной энергетики в ФРГ» (БИКИ № 6 за 2004г.).

Интересны обзоры по глобальному развитию экономики, такой обзор мы видим в № 149-150 БИКИ за 2004 г. под названием «Всемирный банк о состоянии и перспективах развития мировой экономики»; в обзоре даны значения динамики развития основных показателей мировой экономики. В статье Н.Г. Ушаковой «Иностранные инвестиции в дальневосточном округе» мы видим табличные данные о географической структуре инвестиций, о территориальной структуре иностранного капитала в России.

В этом же номере БИКИ приведен обзор «На рынках услуг по обработке твердых и опасных отходов в Чили, АРЕ и ЮАР», который может дать много информации для лиц, стремящихся выйти на рынки этих стран. Как продолжение и дополнение к патентным исследованиям, данные о соответствующих рынках интересующих разработчика стран неоценимы.

В рубрике «Машины и оборудование» БИКИ публикует сведения по странам и по отраслям: авиационное и космическое оборудование; автомобили; вооружения и военная техника; железнодорожное оборудование; оборудование для защиты окружающей среды; игрушки; изделия точной механики и оптики; электронное оборудование и электронные компоненты. Есть рубрика «Патенты и лицензии», название которой сходно с названием известного журнала.

В БИКИ публикуются, кроме развернутых обзоров, краткие актуальные сообщения. Например, в № 11-12 за 2005 год находим короткое сообщение «Рост производства сверхтвердого инструмента в Японии» в приведением таблицы по объему производства по рубрикам «Режущий инструмент», «Абразивно- и коррозионно-стойкий инструмент», «Инструмент, используемый в горнодобывающей промышленности и в гражданском строительстве», «Прочий инструмент». Данные из подобных таблиц могут пригодиться для обоснования результатов патентно-лицензионной ситуации.

Внешнеторговая информация также важна для правильной интерпретации результатов патентно-исследовательских работ. В этом смысле небезынтересна статья аспиранта РГИИС И.В.Морозова в № 11-12 БИКИ за 2005 год «Участие Международной торговой палаты в совершенствовании внешнеторговых контактов»». Для специалистов-практиков интересна информация по международным коммерческим спорам и о применении Арбитражного регламента Международной торговой палаты.

При составлении таблицы технико-экономических показателей отчета о патентных исследованиях применяют, в основном, сведения из патентов и информацию из промышленных каталогов. При формировании выводов, рекомендаций, конкретных предложений по выходу на тот или иной зарубежный рынок в качестве дополнительной информации во многих случаях можно применять сведения из БИКИ или результаты конкретного конъюнктурного поиска, проведенного специалистами ВНИКИ по заказу разработчика.

Представляется, что использование богатейших фондов конъюнктурной информации ВНИКИ, а также применение сведений из такого полезного централизованного издания, как «Бюллетень иностранной коммерческой информации» (БИКИ), может помочь при анализе конъюнктурной информации о деятельности фирмы и направлении ее развития. Такая информация дополнит патентные исследования необходимым конъюнктурным компонентом и поможет более объективно оценить перспективы патентования новшества и перспективы выхода на конкретный зарубежный рынок.


ВЕРНУТЬСЯ на ГЛАВНУЮ страницу

ВЕРНУТЬСЯ к списку опубликованных на сайте статей

E-mail: sted_ats@mail.ru



Используются технологии uCoz