|
Полина Цапенко. "Применение символики и эмблематики при проведении поиска в фонде товарных знаков"
| |
При проведении поска в фонде товарных знаков для определения смыслового содержания знака используют сведения из самых разных отраслей знаний - искусства, психологии, дизайна, учения о цвете. При этом немаловажно то семантическое значение, которое придали знаку его создатели. В этом смысле трудно переоценить знания в области символики и эмблематики - древних наук, на протяжении веков формировавших определенные смысловые ассоциации в социуме европейской цивилизации.
|
В процессе исследования влияния символики и эмблематики на дизайн современных знаков обнаружилось, что такое влияние имеет место. В последние годы получили развитие корпоративные гербы в виде товарных знаков - в этих изображениях обычно используются геральдические символы. Древнейшие ассоциации, возникающие у человека при виде солнца, звезд, атрибутов власти в иде короны или скипетра, существуют до сих пор и активно используются разработчиками фирменной символики. Интерес представляют товарные знаки как идеограммы или стилизованные символы, представляющие собой идею или объект, при этом не называя их.
|
Рис.1. Наиболее известной и древней идеограммой является рисунок круга, представляющий солнце, показанный на рисунке 1. Символ диска был египетским иероглифом, у средневековых алхимиков знак солнца обозначал золото и воскресенье (от латинского dies solis - день Солнца).
|
Рис.2. Изображение солнца является распространенным геральдическим символом. Наиболее известным является "восходящее солнце" на флаге Японии (рисунок 2), который символизирует как название страны Нихон Коку - "Страны восходящего солнца"- так и религиозную веру в то, что император ведет свой род от солнца. Белое полотнище с алым кругом посредине известно в этой стране с 8-го века.
|
Рис.3. Средневековые европейские эмблемы содержат много изображений солнца. Наиболее характерными являются изображения полного солнца, показанные на рисунках 3 и 4. Первое из них (рисунок 3) называется "Лучезарное солнце" и сопровождается девизом "Светлое его сияние ослепляет" или "Оно светит не для себя, но для Вселенной".
|
Рис.4. Изображение на этом рисунке называется "Солнце" с девизом "Везде сияет, все освещает".
|
Рис.5. Среди товарных знаков я выбрала, как наиболее характерные изображения солнца, товарные знаки №№ 105528 и 107046, принадлежащие соответственно Малым предприятиям "Гелиос" и "Ярило", товарные знаки показаны на рисунках 5 и 6. Знак "Гелиос" представляет собой полное солнце и похож на упомянутые эмблемы.
|
Рис.6. Знак "Ярило" представляет собой стилизованное под средневековый стиль изображение солнца.
|
Рис.7. Поэтому знак "Ярило" больше напоминает английский королевский знак "Солнце величия".использовавшийся на знаменах во время войны "Алой и белой розы".
|
Рис.8. Геральдический знак "Солнце величия" был популярен в Европе и, в частности, использовался в одном из старейших товарных знаков компании пожарной помощи "Сан Фаер Офис". В эпоху Средневековья, когда не все люди могли читать и писать, эмблемы и символы со вполне определенным смысловым значением часто служили ориентиром для потребителей. В наше время практически полной грамотности знаменитые символы не потеряли актуальности и широко используются в товарных знаках.
|
Рис.9. При использовании изображения круга как символа солнца разработчик знака получает эффект увеличительного стекла - круг привлекает внимание и удерживает направление взгяда на центральную часть знака. Однако, по мнению В.М.Мельникова, упрощение знака не должно превращаться в самоцель. Так, знаки - этикетки не могут быть простыми, они выполняются в вычурном стиле. Примером может служить изображение солнца, как элемента товарного знака № 104816 на этом рисунке, принадлежащего фирме "Сервесерия Моктецума" из Мексики, товарный знак в виде этикетки предназначен для маркировки пива. В данном знаке изображено неполное солнце, которое в эмблемах применяется относительно редко из-за неоднозначности семантики - потребителю неясно, это восходящее солнце как положительный символ или заходящее солнце как символ упадка.
|
Рис.10. На этом и следующем рисунках изображено неполное солнце, как например, на товарных знаках №№ 136404 и 140929, принадлежащих "Кин Софт Дринкс Лтд" и Брянскому предприятию "Электрон".
|
Рис.11. В обоих знаках изображение солнца абстрагировано, но достаточно хорошо читаемо.
|
Рис.12. Изображение неполного солнца может присутствовать в товарных знаках как элемент более сложной семантики. Один из древнейших символов - росток или растение под лучами солнца. На рисунках 12 и 13 изображены средневековые эмблемы. "Подсолнечник и солнце" с девизом "Я не гоняюсь за маловажными вещами" (на рис.12).
|
Рис.13. "Померанцевое дерево, лучами солнечными освещенное" с девизом "Я умру без тебя".
|
Рис.14. Среди товарных знаков я нашла аналогию этим эмблемам в двух случаях. Знак № 84713, принадлежащий фабрике индпошива (рисунок 14) и знак № 136702, зарегистрированный на имя ПТУ № 27 города Самары (рисунок 15). На обоих знаках изображены ростки, освещаемые солнцем, семантика знаков состоит в успешном развитии и росте.
|
Рис.15. В обоих случаях использована четверть солнечного диска, причем в товарном знаке ПТУ на этом рисунке лучи солнца стилизованы под изображение выступов шестерни как эмблемы профтехобразования. Таким образом в товарном знаке соединилась древняя и современная символика.
|
|
Целью моей работы было - показать связь символики и эмблематики с совеременными товарными знаками. Для этого была изучена книга Д.Фоли "Энциклопедия знаков и символов", книга "Эмблемы и символы", изданная впервые по указу Петра I, а также монография Каспера Дж.Веркмана "Товарные знаки" и книга В.М.Мельникова "Товарные знаки за рубежом". При сравнении изображений товарных знаков исследовались некоторые зарегистрированные в России товарные знаки, найденные при поиске по официальному бюллетеню товарных знаков РФ.
Знание основ символики и эмблематики может помочь как при разработке товарных знаков для более точного выражения идеи, заложенной в изображение, так и при экспертизе обозначений, заявленных в качестве товарных знаков. При сравнении двух знаков зачастую семантическое значение бывает определяющим при выявлении их сходства. Семантика товарного знака неразрывно связана с традициями и поэтому необходимо учитывать смысловое значение общепринятых символов, выраженное в эмблематике.
Материалы доклада стали основой для статьи в журнале "Патентная информация сегодня" № 3 за 2003 год под названием "Использование в товарных знаках изображения солнца".
На страницу ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
На страницу КАТАЛОГ СТАТЕЙ
На страницу НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
ПОДРОБНЕЕ ОБ АВТОРЕ
НА ГЛАВНУЮ страницу сайта
|