Полина Цапенко. "Применение символики и эмблематики при проведении поиска в фонде товарных знаков"  

При проведении поска в фонде товарных знаков для определения смыслового содержания знака используют сведения из самых разных отраслей знаний - искусства, психологии, дизайна, учения о цвете. При этом немаловажно то семантическое значение, которое придали знаку его создатели. В этом смысле трудно переоценить знания в области символики и эмблематики - древних наук, на протяжении веков формировавших определенные смысловые ассоциации в социуме европейской цивилизации.

В процессе исследования влияния символики и эмблематики на дизайн современных знаков обнаружилось, что такое влияние имеет место. В последние годы получили развитие корпоративные гербы в виде товарных знаков - в этих изображениях обычно используются геральдические символы. Древнейшие ассоциации, возникающие у человека при виде солнца, звезд, атрибутов власти в иде короны или скипетра, существуют до сих пор и активно используются разработчиками фирменной символики. Интерес представляют товарные знаки как идеограммы или стилизованные символы, представляющие собой идею или объект, при этом не называя их.

Рис.1. Наиболее известной и древней идеограммой является рисунок круга, представляющий солнце, показанный на рисунке 1. Символ диска был египетским иероглифом, у средневековых алхимиков знак солнца обозначал золото и воскресенье (от латинского dies solis - день Солнца).

Рис.2. Изображение солнца является распространенным геральдическим символом. Наиболее известным является "восходящее солнце" на флаге Японии (рисунок 2), который символизирует как название страны Нихон Коку - "Страны восходящего солнца"- так и религиозную веру в то, что император ведет свой род от солнца. Белое полотнище с алым кругом посредине известно в этой стране с 8-го века.

Рис.3. Средневековые европейские эмблемы содержат много изображений солнца. Наиболее характерными являются изображения полного солнца, показанные на рисунках 3 и 4. Первое из них (рисунок 3) называется "Лучезарное солнце" и сопровождается девизом "Светлое его сияние ослепляет" или "Оно светит не для себя, но для Вселенной".

Рис.4. Изображение на этом рисунке называется "Солнце" с девизом "Везде сияет, все освещает".

Рис.5. Среди товарных знаков я выбрала, как наиболее характерные изображения солнца, товарные знаки №№ 105528 и 107046, принадлежащие соответственно Малым предприятиям "Гелиос" и "Ярило", товарные знаки показаны на рисунках 5 и 6. Знак "Гелиос" представляет собой полное солнце и похож на упомянутые эмблемы.

Рис.6. Знак "Ярило" представляет собой стилизованное под средневековый стиль изображение солнца.

Рис.7. Поэтому знак "Ярило" больше напоминает английский королевский знак "Солнце величия".использовавшийся на знаменах во время войны "Алой и белой розы".

Рис.8. Геральдический знак "Солнце величия" был популярен в Европе и, в частности, использовался в одном из старейших товарных знаков компании пожарной помощи "Сан Фаер Офис". В эпоху Средневековья, когда не все люди могли читать и писать, эмблемы и символы со вполне определенным смысловым значением часто служили ориентиром для потребителей. В наше время практически полной грамотности знаменитые символы не потеряли актуальности и широко используются в товарных знаках.

Рис.9. При использовании изображения круга как символа солнца разработчик знака получает эффект увеличительного стекла - круг привлекает внимание и удерживает направление взгяда на центральную часть знака. Однако, по мнению В.М.Мельникова, упрощение знака не должно превращаться в самоцель. Так, знаки - этикетки не могут быть простыми, они выполняются в вычурном стиле. Примером может служить изображение солнца, как элемента товарного знака № 104816 на этом рисунке, принадлежащего фирме "Сервесерия Моктецума" из Мексики, товарный знак в виде этикетки предназначен для маркировки пива. В данном знаке изображено неполное солнце, которое в эмблемах применяется относительно редко из-за неоднозначности семантики - потребителю неясно, это восходящее солнце как положительный символ или заходящее солнце как символ упадка.

Рис.10. На этом и следующем рисунках изображено неполное солнце, как например, на товарных знаках №№ 136404 и 140929, принадлежащих "Кин Софт Дринкс Лтд" и Брянскому предприятию "Электрон".

Рис.11. В обоих знаках изображение солнца абстрагировано, но достаточно хорошо читаемо.

Рис.12. Изображение неполного солнца может присутствовать в товарных знаках как элемент более сложной семантики. Один из древнейших символов - росток или растение под лучами солнца. На рисунках 12 и 13 изображены средневековые эмблемы. "Подсолнечник и солнце" с девизом "Я не гоняюсь за маловажными вещами" (на рис.12).

Рис.13. "Померанцевое дерево, лучами солнечными освещенное" с девизом "Я умру без тебя".

Рис.14. Среди товарных знаков я нашла аналогию этим эмблемам в двух случаях. Знак № 84713, принадлежащий фабрике индпошива (рисунок 14) и знак № 136702, зарегистрированный на имя ПТУ № 27 города Самары (рисунок 15). На обоих знаках изображены ростки, освещаемые солнцем, семантика знаков состоит в успешном развитии и росте.

Рис.15. В обоих случаях использована четверть солнечного диска, причем в товарном знаке ПТУ на этом рисунке лучи солнца стилизованы под изображение выступов шестерни как эмблемы профтехобразования. Таким образом в товарном знаке соединилась древняя и современная символика.

Целью моей работы было - показать связь символики и эмблематики с совеременными товарными знаками. Для этого была изучена книга Д.Фоли "Энциклопедия знаков и символов", книга "Эмблемы и символы", изданная впервые по указу Петра I, а также монография Каспера Дж.Веркмана "Товарные знаки" и книга В.М.Мельникова "Товарные знаки за рубежом". При сравнении изображений товарных знаков исследовались некоторые зарегистрированные в России товарные знаки, найденные при поиске по официальному бюллетеню товарных знаков РФ.
Знание основ символики и эмблематики может помочь как при разработке товарных знаков для более точного выражения идеи, заложенной в изображение, так и при экспертизе обозначений, заявленных в качестве товарных знаков. При сравнении двух знаков зачастую семантическое значение бывает определяющим при выявлении их сходства. Семантика товарного знака неразрывно связана с традициями и поэтому необходимо учитывать смысловое значение общепринятых символов, выраженное в эмблематике.
Материалы доклада стали основой для статьи в журнале "Патентная информация сегодня" № 3 за 2003 год под названием "Использование в товарных знаках изображения солнца".

На страницу ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
На страницу КАТАЛОГ СТАТЕЙ
На страницу НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
ПОДРОБНЕЕ ОБ АВТОРЕ
НА ГЛАВНУЮ страницу сайта

Используются технологии uCoz