На главную

На страницу с публикациями

К публикациям Елены Данилиной

Попов А.Н. Шахматная композиция в российском Шахматнм кодексе
Рассмотрим правовые положения в отношении шахматной композиции, содержащиеся в Шахматном кодексе.
В настоящее время в Российской Федерации действует разработанный еще в советский период Шахматный кодекс, утвержденный 11.09.1989г. Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту.
Проведем сравнительный анализ положений Шахматного кодекса, касающихся шахматной композиции, с целью определения в нем авторско-правовых положений, рассмотрение которых возможно с применением норм раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
В настоящем изложении использован текст Шахматного кодекса, издание двенадцатое, издан Центральным шахматным клубом СССР в 1990 году. Двенадцатое издание Шахматного кодекса СССР подготовлено Президиумом Всесоюзной коллегии судей, Советом по заочным соревнованиям, Центральной комиссией по шахматной композиции и одобрено Президиумом Шахматной федерации СССР.
Шахматный кодекс содержит четыре главы: правила игры в шахматы; правила соревнований; правила игры по переписке; правила шахматной композиции. Первые три главы регламентируют проведение шахматных соревнований и устанавливают требования к игре и соревнованиям.
Как это отмечено в предисловии к кодексу, все положения, связанные с проведением и правилами игры, соответствуют правилам ФИДЕ. Вышеупомянутые положения определяют регламент проведения игры и в них рассмотрены различные ситуации, могущие возникнуть при проведении игры, а также способы разрешения таких ситуаций. В предисловии отмечено, что «шахматная федерация СССР разделяет мнение ФИДЕ, что правила игры не могут регламентировать все возможные ситуации, которые возникают в процессе игры». Мелкие детали игры оставлены на усмотрение судей, которым рекомендовано действовать по аналогии с рассмотренными в Правилах ситуациями.
Следует отметить два аспекта: во-первых, Шахматный кодекс давно не переиздавался и поэтому нуждается в модификации и обновлении; во-вторых, в кодексе подчеркнуто, что невозможно регламентировать все ситуации, возникающие в шахматной игре и композиции, поэтому кодекс можно считать рамочным актом, унифицированным с международными нормами, изложенными в Правилах ФИДЕ.
Нумерация статей Шахматного кодекса не сквозная, как это принято в правовых актах, а отдельная для каждого раздела.
Основные авторско-правовые положения Шахматного кодекса содержатся в главе IV «Правила шахматной композиции». Ст. 1 главы IV дает следующее определение: «Шахматная композиция – вид творчества, исторически сложившийся из практической шахматной игры». Определена также цель композиции – выражение шахматной идеи в художественной форме. Шахматная композиция характеризуется определенным заданием, в процессе осуществления которого раскрывается ее содержание. Совокупность вариантов решения составляет действительную игру, которая дополняется иллюзорными вариантами и ложными следами. В ст.1 главы IV отмечено, что варианты решения подразделяются на тематические или идейные варианты и нетематические или дополнительные. При этом тематическими вариантами являются все те варианты, которые входят в авторский замысел. К композиции предъявляются художественные требования, нарушение которых влияет на оценку композиции.
Как видно из вышеизложенного, уже в основных определениях, касающихся шахматной композиции, есть термины, относящиеся к авторско-правовой проблематике.
Ст. 1228 и ст. 1257 ГК РФ определяют автора результата интеллектуальной деятельности (ст. 1257 конкретизирует такой результат в виде произведения науки, литературы или искусства) как гражданина, «творческим трудом которого» создан такой результат или такое произведение. Понятие «творчество» является определяющим для квалификации произведения в качестве такового. Шахматный кодекс вводит также в определение композиции основное условие, что это «вид творчества», т.е. композиция должна быть результатом творческой деятельности.
Ст. 1259 ГК РФ устанавливает виды объектов авторских прав, в данной статье раскрываются такие общие виды объектов как произведения науки, литературы и искусства, причем список является открытым: после перечисления основных видов произведений (литературные, драматические, хореографические, географические и т.д.) отдельной строкой выделены «другие» произведения. По нашему мнению, одним из таких не названных в перечне ст. 1259 произведений является шахматная композиция.
Авторский замысел, упомянутый в абзацах 4-5 ст. 1 главы IV Шахматного кодекса, кроме идейной нагрузки («выражение шахматной идеи») включает в себя, прежде всего в отношении материального воплощения такой идеи, авторский план, который может быть признан объектом авторского права. В ст. 10 главы IV Шахматного кодекса упомянут план игры в смысле способа решения, однако не акцентирован авторский план композиции. По нашему мнению, план композиции – это набор взаимосвязанных элементов (шахматных фигур) и схема их взаимодействия.
Следует констатировать существующую тенденцию в большом спорте, связанную с тем, что руководящие органы и проводящие соревнования организации зачастую выносят более строгие вердикты, чем те, которые для такого же случая, может вынести суд. Например, иск о нарушении конфиденциальности при проведении автогонок, при рассмотрении которого Всемирный совет по мотоспорту (WMSC) не только присудил ответчику рекордный штраф, но и снял команду ответчика с конструкторских соревнований.
Отмеченная тенденция характеризует и такую спортивную отрасль как шахматы. Спортивные организации и общества имеют для спортсменов больший авторитет, нежели общие нормы законодательства, можно сказать, что существуют некие обычаи делового оборота, принятые в спорте. В данном аспекте становится понятным то, что Шахматный кодекс не переиздавался с 1990 года, действует до сих пор и является основным правовым документом при проведении шахматных соревнований. Шахматистов не смущает при этом, что Шахматный кодекс содержит исторически устаревшие фразы типа «советская шахматная композиция развивается как неотъемлемая часть общего шахматного движения». Также следует отметить некоторое противоречие в названии и содержании главы IV Шахматного кодекса, ведь в данной главе даны не только правила шахматной композиции, как это соответствовало бы ее названию, но еще и многие авторско-правовые и коллизионные, по своей сути, нормы.
В ст. 3 главы IV Шахматного кодекса определены виды ортодоксальной композиции – этюды и задачи. Основные авторско-правовые проблемы, возникающие в отношении шахматных задач, были рассмотрены нами и сделаны выводы о близости шахматной задачи к научному и учебному произведению.
Формальные требования к этюдам и задачам изложены в разделе втором главы IV Шахматного кодекса. Формальными требованиями, согласно ст.7 главы IV Шахматного кодекса, являются: легальность начальной позиции; решаемость; единственность решения. Представляется, что не удовлетворяющая изложенным в разделе 2 главы IV формальным требованиям композиция аналогична некорректному чертежу архитектурного проекта, здание по которому не может быть построено вследствие фундаментальных противоречий законам физики.
Рассмотрим композицию, не удовлетворяющую любому из формальных требований – такая композиция или нелегальна в начальной позиции, или не решаема или имеет множественность решений. Нормой ст.7 главы IV Шахматного кодекса установлено правило, заключающееся в том, что при нарушении любого из формальных требований композиция теряет право на существование до новой публикации в исправленном виде. Поскольку изначально такая композиция была создана автором (композитором), постольку именно автор должен иметь преимущественное право на исправление подобной, не удовлетворяющей формальным требованиям, композиции. Предлагаем дать автору (композитору) такое право на исправление композиции в течение 5 с даты ее опубликования. В новой формулировке норма ст.7 главы IV Шахматного кодекса может звучать так: «… При нарушении любого из этих [формальных] требований композиция теряет право на существование до новой публикации в исправленном виде, при этом автор композиции (композитор) имеет преимущественное право на исправление такой композиции в течение 5 с даты ее опубликования» (курсивом выделено предложение автора для внесения изменения в Шахматный кодекс).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что действующий Шахматный кодекс включает авторско-правовые положения, которые, во избежание разночтений, могут быть подвергнуты модификации в соответствии с действующим авторско-правовым законодательством. Текст Шахматного кодекса в основном может использоваться в сфере шахмат, однако желательно, чтобы данный текст был изменен в соответствии с современными реалиями.

Используются технологии uCoz