О регистрации "НОУ-ХАУ"

Общие замечания

НОУ-ХАУ или иначе - секреты производства определяют как информацию, выходящую за рамки общих, открытых сведений об объекте. При этом зачастую именно ноу-хау определяет наиболее эффективный способ функционирования объекта техники. Распространенным приемом предложения ноу-хау на рынок является предложение к продаже объекта техники без ноу-хау, но по пониженной цене. Если объект техники продается вместе с ноу-хау, то сумма платежей возрастает. Для покупателя бывает важно купить новую технологию с возможностью ее максимально эффективного функционирования, то есть вместе с сопутствующим ноу-хау.

Отдельным видом ноу-хау являются управленческие ноу-хау, состоящие в охраняемой коммерческой информации. Управленческие ноу-хау могут передаваться в рамках договора франчайзинга как эффективные приемы завоевания рынка. Охраняемая коммерческая информация представляет собой совокупность маркетинговых подходов к продвижению товаров или услуг на рынок. Управленческие ноу-хау тесно связаны с понятием "гудвилл", что означает "доброе имя фирмы" и представляет собой совокупность наработанных в результате длительного использования маркетинговых приемов. Знания и навыки сотрудников, списки клиентов, последовательность действий на каждом рабочем месте, оптимальное расположение рабочих мест в помещениях - все это составляет управленческое ноу-хау.

НОУ-ХАУ нельзя зарегистрировать так же как изобретение, полезную модель, товарный знак или другие подобные объекты интеллектуальной собственности. Так как такого рода регистрация в любом патентном ведомстве предполагает разглашение сути подаваемого на регистрацию технического решения как объекта интеллектуальной собственности, что сразу выводит его за рамки понятия "секрет производства", то есть "НОУ-ХАУ".

Однако существует ряд способов, позволяющих достаточно надежно обеспечить юридическую защиту таких объектов. Об особенностях обеспечения юридической защиты таких объектов как НОУ-ХАУ и пойдет речь ниже.

Юридическая защита

Как правило, необходимость защиты НОУ-ХАУ возникает при комплексной передаче технологии по договорам - продаже лицензий на изобретение или полезную модель, при лицензировании инжиниринговых услуг, при передаче научно-технической документации, при заключении договоров коммерческой концессии. Составной частью такого договора может быть раздел о передаче НОУ-ХАУ и обязательствах лицензиата (стороны, покупающей технологию) не разглашать, передаваемые ему в комплекте с правами на изобретения, секреты производства - "НОУ-ХАУ".

Трудность юридической защиты ноу-хау состоит в том, что это специфический объект, как правило, технически очень сложный, к которому неприменимы типовые договора и стандартные приемы правовой охраны.

Полноценная защита ноу-хау возможна лишь с привлечением юриста, обладающего достаточно высокой технической подготовкой и при этом хорошо разбирающегося в вопросах патентного права.

Организационные мероприятия

Организационные мероприятия по защите НОУ-ХАУ сводятся к следующим действиям, которые должен выполнять владелец секретов производства:

1) Прежде всего, должен осуществляться строгий контроль за доступом сотрудников предприятия к секретам производства. Сведения о них сообщаются ограниченному числу лиц под роспись с обязательством о неразглашении указанных сведений. Как правило, в этом документе указываются паспортные данные осведомленного лица или может заключаться отдельный дополнительный договор о режиме секретности объекта техники.

2) При приеме на работу желательно в заключаемом трудовом соглашении зафиксировать режим доступа и владения секретами производства, а также обязать работника подписать обязательство о неразглашении. Иначе, после ухода с работы и при переходе на другую работу, работник может "унести" с собой секреты производства.

3) Один из способов фиксирования ноу-хау - проставление на каждом листе технической документации, предназначенной для внутреннего пользования, штампа с фразой "Объект интеллектуальной собственности".

4) В некоторых случаях документы, описывающие технический секрет, укладывают в пакет, делают наклейку на конверт: "Вскрыть только по решению суда", что одновременно с подписанием обязательства о неразглашении этого секрета позволяет создать эффективный организационно-юридический механизм охраны секретов производства. Ведется учет лиц и их паспортных данных, имеющих доступ к охраняемой информации.

5) Распространенным приемом предпродажной тактики является заключение опционных соглашений, то есть предварительных соглашений, предоставляющих время для принятия решения о покупке технологии. В рамках опциона могут частично передаваться сведения об объекте техники для его экспериментальной оценки на предприятии лицензиата. В случае опциона следует строго соблюдать режим секретности в отношении передаваемых ноу-хау, так как по опциону потенциальный покупатель может уяснить для себя сущность новой технологии и далее отказаться от ее покупки. Поэтому обычно опционные соглашения бывают возмездными и заключаются с приложением списка посвященных лиц, включающего не только специалистов предприятия-лицензиата, но и технический персонал, то есть абсолютно ВСЕХ людей, имеющих доступ к ноу-хау.

Таким образом, можно констатировать, что при правильно выбранной технической политике предприятия существуют весьма эффективные способы правовой охраны ноу-хау.


Вернуться НАЗАД к разделу ПАТЕНТУЕМЫЕ произведения

Перейти ДАЛЬШЕ к разделу СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Объекты интеллектуальной собственности

На страницу "Наши консультации"

На ГЛАВНУЮ страницу



Используются технологии uCoz