О.Б.Щербакова. Юрист-патентовед

Опыт работы Патентной фирмы "СТЕД" по вопросам правовой охраны средств индивидуализации

Патентная фирма "СТЕД" специализируется на выполнении работ по подаче заявок на выдачу свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания.
С начала 2002 года произошли некоторые изменения в подходах к правовой охране товарных знаков, связанные со вступлением в действие 8-й редакции Международной классификации товаров и услуг.
В большей степени изменения коснулись классов услуг, в частности, 42-го класса 7-й редакции МКТУ.
Согласно 7-й редакции МКТУ, формулировка 42-го класса звучала как: "Обеспечение пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания; медицинский, гигиенический и косметический уход; ветеринарная и сельскохозяйственная службы; юридическая служба; промышленные и научные исследования и разработки; программирование; услуги, которые не могут быть отнесены к другим классам".
Согласно 8-й редакции МКТУ, формулировка 42-го класса звучит следующим образом: "Научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров; юридическая служба".
Восьмая редакция МКТУ включает 45 классов вместо 42-х в 7-й редакции. Это сделано в основном за счет разбиения 42-го класса 7-1 редакции на несколько дополнительных классов.
43-й класс МКТУ озаглавлен: "Услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания".
В 44-й класс МКТУ выделены следующие услуги: "Медицинские услуги; ветеринарные услуги; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства".
45-й класс содержит следующие услуги: "Персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц".

Следовательно, при разработке 8-й редакции МКТУ услуги, входящие ранее в 42 класс, были распределены по трем классам – 42, 43 и 44-му. При этом дополнительные услуги, ранее определявшиеся формулировкой "услуги, которые не могут быть отнесены к другим классам", в основном вынесены в 45-й класс МКТУ.
В 42-м классе 8-й редакции выделены из 42-го класса 7-й редакции промышленные и научные исследования и разработки, программирование и юридическая служба. В 43-м классе 8-й редакции выделены из 42-го класса 7-й редакции: обеспечение пищевыми продуктами и напитками и обеспечение временного проживания. В 44-м классе 8-й редакции выделены из 42-го класса 7-й редакции: медицинский, гигиенический и косметический уход, а также ветеринарная и сельскохозяйственная службы. 45-й класс 8-й редакции включает переработанные и дополненные рубрики 42-го класса 7-й редакции, относящиеся к персональным и социальным услугам.

На практике работы по написанию заявок на товарные знаки усложнились в связи с введением 8-й редакции МКТУ.
Особенно важным вопросом представляется вопрос классифицирования услуг по реализации товаров. Это обусловлено участившимися случаями конкуренции между товарными знаками и знаками обслуживания, когда один заявитель подает заявку на регистрацию товарного знака, а другой заявитель подает похожий знак обслуживания, идентифицируя услуги рубрикой "реализация товаров".
Если ранее по традиции услуга по реализации товаров относилась к 42 классу и во многих случаях эта услуга указывалась в объеме притязаний, то теперь услуга по реализации товаров не конкретизирована, а в 42-м классе выделена услуга "Исследования и разработка новых товаров (для третьих лиц)", при этом в 43-м классе выделены "закусочные", "кафе", "рестораны", "услуги баров", которые также имеют отношение к реализации товаров. Возможность правовой охраны в 42 и 43 классах для услуг по реализации товаров сужена.
По сути рубрик 35-го класса, некоторые из них отражают услуги по реализации товаров, прямо или косвенно.
Например, рубрики 35-го класса "демонстрация товаров", "организация выставок в коммерческих или рекламных целях", "организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях", "продажа аукционная", "продвижение товаров для третьих лиц", "снабженческие услуги для третьих лиц (закупка товаров и услуги предприятиям)" - могут быть использованы для идентификации услуги по реализации товаров или по продвижению товаров на рынок.
Таким образом, для заявителей, деятельность которых связана с реализацией товаров, приходится классифицировать этот вид деятельности в нескольких классах, в зависимости от конкретных видов товаров.

Постановлением Правительства РФ № 8 от 14.01.2002г. внесены изменения и дополнения, которые вносятся в "Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставления права пользования наименованиями мест происхождения товаров", утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12.08.93г. № 793.
Данным Постановлением существенно изменены в сторону увеличения суммы официальных пошлин, необходимых для совершения юридически значимых действий. В связи с этим, при условии существенного расширения перечня классов услуг, касающихся реализации товаров, тем более актуальным становится вопрос идентификации услуг. Увеличение пошлин в совокупности с расширением перечня классов создает ситуацию значительного удорожания официальных платежей.
Поэтому в настоящее время основным направлением деятельности нашей фирмы при подготовке заявок на товарные знаки стало изучение 8-й редакции МКТУ с целью наиболее эффективного для заявителя, с точки зрения стоимости и качества проведения работ по классификации услуг, определения сектора рынка товарного знака.


На ГЛАВНУЮ страницу сайта

НАЗАД к списку публикаций по ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РАЗРАБОТКИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

E-mail: sted_ats@mail.ru



Используются технологии uCoz