|
О конъюнктурных исследованиях
|
Что такое конъюнктурные исследования
В настоящее время в России действует ГОСТ Р 15-011.96 , в котором развиты и продолжены идеи, положенные в основу ГОСТ'а 1982 года в отношении проведения патентных исследований.
При проведении работ по ГОСТ Р 15.011-96 разработчик техники и патентовед-исследователь могут получить ответы на вопросы о целесообразности патентования, продажи лицензий, взаимодействия с другими патентообладателями, обеспечения патентной чистоты разработки.
(Смотрите также раздел "О патентных исследованиях").
Анализируя текст ГОСТ'а Р15.011-96, можно сделать вывод о том, что многие позиции стандартизованных форм включают в явной или неявной форме элементы конъюнктурных исследований.
То есть содержание патентных исследований может включать выявление тенденций развития техники и обоснование прогноза их развития, а также исследование состояния рынков данной продукции и характера национального производства в странах исследования, исследование направлений деятельности организаций и фирм - конкурентов, анализ коммерческой деятельности разработчиков, производителей и поставщиков продукции, выявление товарных знаков, используемых фирмой-конкурентом, анализ конкурентоспособности объектов, эффективности их использования по назначению, соответствия тенденциям и прогнозу развития.
Термины и определения ГОСТа трактуют патентные исследования, в частности, как исследования тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их конкурентоспособности на основе патентной и другой информации. При этом таблица В.6.2 включает информацию об источниках конъюнктурной информации.
Результаты патентных исследований, согласно названному ГОСТу, в частности используют при разработке различного вида прогнозов, программ, бизнес-планов, документации, связанной с оценкой технического уровня и качества продукции, маркетинговых исследованиях, а также с обеспечением охраны объектов промышленной собственности в стране производителей этих объектов и за границей, а также документации, связанной с формированием и реализацией инвестиционной политики и кредитованием, с подготовкой инвестиционных предложений и проектов.
Очевидно, что многие из перечисленных применений ГОСТа относятся к иследованию конъюнктуры рынка, то есть конъюнктурным исследованиям.
Особенности конъюнктурных исследований
На практике проведение конъюнктурных исследований сталкивается с трудностями, связанными с поиском информции о ноу-хау и объектах авторского права. Эти трудности в основном определяются недостатком информации, которую надо находить в отраслевых изданиях, реферативных журналах, сообщениях с выставок и из Интернета.
Немаловажную роль играет умение грамотно проводить анализ, полученной информации.
Источники конъюнктурной информации
Если попробовать дать обзор источников конъюнктурной информации, то основными источниками следует признать следующие:
- газета "Бюллетень иностранной коммерческой информации",
- реферативный журнал "Экономика промышленности",
- реферативные журналы по предметным областям знаний,
- сборник "Новые промышленные каталоги",
- отчеты НИР и ОКР.
Следующие организации занимаются хранением источников конъюнктурной информации -
ВНИКИ, ГПНТБ, отдел промышленных каталогов ВНИИПМ, ВНТИЦентр.
Фонды архивов научно-технической документации отраслевых научных и управленческих организаций также часто являются уникальными источниками для проведения таких исследований.
Часто именно проведение конъюнктурных исследований является основой для правильного выбора доказательной базы общеизвестности товарного знака, для подтверждения известности фирмы на территории России, и в большинстве случаев именно результаты конъюнктурных исследований помогают специалистам подобрать необходимую доказательственную базу.
На ГЛАВНУЮ страницу сайта
НАЗАД по дереву ссылок
К разделу "Наши консультации"
Ссылки по теме
Автор: Елена Александровна Данилина
|