Авторские произведения

Авторские произведения

Авторские произведения подлежат правовой защите в соответствии с главой 70 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Авторские произведения защищены с момента воплощения произведения в материальную форму, при этом основным признаком авторского произведения является то, что такое произведение должно быть результатом творческой деятельности. Причем исключительные права на авторское произведение не являются монопольными, то есть возможна ситуация одновременного независимого создания идентичных произведений разными субъектами.

Имущественные авторские права, в отличие от личных неимущественных, ограничены во времени. В России имущественные авторские права действуют всю жизнь автора и 50 лет после его смерти принадлежат наследникам. В случае посмертного опубликования произведения 50 лет отсчитываются с даты такого опубликования. Таким образом, достигается паритет между интересами общества и автора.
В силу того факта, что законодательство об авторском праве не вводит понятия приоритета, параллельное существование подобных авторских произведений возможно. Однако такое параллельное существование может свидетельствовать об отсутствии оригинальности объекта, что само по себе может вывести данное произведение из сферы действия авторского права.

Следует отметить экстерриториальную природу авторских прав. Для стран, подписавших основные конвенции об авторском праве и, прежде всего, Всемирную конвенцию об авторском праве, авторское право защищается во всех странах-участниках конвенции.

Могут существовать различные стратегические подходы к методам защиты авторских прав, превентивным или в случае их нарушения. Считается, что истинный автор всегда докажет свое авторство в суде, однако в реальности бывает недостаточно обычных материальных свидетельств авторства - черновиков, эскизов, чертежей.
Для таких объектов, как программы для ЭВМ и базы данных существует возможность официальной регистрации в одном из подразделений Роспатента.

Одним из государственных центров, в котором можно зарегистрировать творческие результаты научно-технической деятельности - депонировать свое произведение с целью подтверждения авторских прав на него, является Всероссийский научно-технический центр Минпромнауки России (ВНТИЦ).

Подробную информацию о процедуре депонирования в ВНТИЦентре можно получить из информационного письма, к тексту которого можно перейти по ссылке "О государственной регистрации результатов научно-технической деятельности", находящейся в конце этой страницы:

Для остальных объектов иногда применяют регистрацию в Российском авторском обществе (РАО), которая в некоторых случаях помогает подтвердить авторство конкретного лица. Следует помнить при этом, что нарушением авторских прав является воспроизведение (копирование) авторского произведения, поэтому регистрация в РАО не будет панацеей. Можно представить случай, когда произведение не опубликовано и зарегистрировано в РАО при условии конфиденциальности для третьих лиц. Такое произведение нельзя скопировать и поэтому возможный нарушитель всегда сошлется на параллельное создание им этого произведения и невозможность его воспроизведения у первого автора.

Существует также практика депонирования авторских произведений в Библиотеке Конгресса США.

Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № 413 некоторые функции по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями в области авторского права и смежных прав, имеющим межведомственный характер, возложены на Роспатент. При этом установлено, что реализация этих функций осуществляется Роспатентом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими в соответствии со своей компетенцией отдельные функции ведомственного характера в области авторского права и смежных прав.

Для решения перечисленных задач в области авторского права и смежных прав в Роспатенте был создан Отдел авторского права и смежных прав Организационно-правового управления Российского агентства по патентам и товарным знакам. Этим Отделом авторского права и смежных прав ОПУ Роспатента проводится большая работа по указанным направлениям, например, изучается вопрос о возможности создания в Роспатенте (с учетом отечественного и зарубежного опыта) информационных баз данных, содержащих сведения об обладателях авторского права и смежных прав.

В том числе в Интернете организован сайт, посвященный проблемам авторского права и смежных прав. Этот сайт может быть полезен всем, кому интересно национальное и международное законодательство в области авторского права и смежных прав.

С материалами данного сайта Вы можете ознакомиться, перейдя к нему по ссылке в конце этой страницы.

Статья ведущего патентоведа Поповой П.А. об оригинале произведения живописи

Впервые опубликовано в журнале ПАТЕНТЫ И ЛИЦЕНЗИИ №7 за 2009 г.

ПОНЯТИЕ «ОРИГИНАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» В ГК РФ

Аспирантка РГИИС П.А.Попова считает, что определение понятия «оригинал произведения» в ГК РФ должно быть четким и ясным.
Ключевые слова: оригинал произведения, авторское право, исключительное право.
NOTION OF «ORIGINAL OF THE WORK» IN THE CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
P.A.Popova, post-graduate student of RGIIS considers that a notion of «original of the work» in the Civil code of the Russian Federation shall be precise and clear.
Key words: original of the work, copyright, exclusive right.


Чтобы проследить эволюцию определения понятия «оригинал произведения» в российском законодательстве, следует упомянуть, что особенностью произведений живописи является их принципиальная неповторимость, так как любое копирование, даже самое искусное, искажает свойства копируемого произведения искусства. Например, при копировании картины невозможно с абсолютной точностью передать палитру цветов, используемую автором оригинала. Поэтому произведения живописи стоят особняком среди оригинальных произведений, охраняемых авторским правом.
Р.Ситдикова в своей статье пишет: «…как бы успешно ни развивались технические средства копирования, оригинал некоторых видов произведений по художественной ценности не может идти в сравнение с его копиями. Особенно это касается произведений живописи и скульптуры».
В законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» понятие оригинала произведения присутствовало в четырех правовых положениях:
в ст. 4 при определении понятий «показ произведения», которым является демонстрация оригинала или экземпляра произведения, и «репродуцирование» как факсимильное воспроизведение одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений;
в п. 2 ст. 9 оно упомянуто в качестве материального носителя, на котором автор указывается следующим образом: «При отсутствии доказательства иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения»;
в подпункте 1 п. 1 ст. 19, где речь идет о цитировании в оригинале (здесь понятие «оригинал» подразумевает слово, словосочетание или текст, которые не переведены и оставлены оригинальными, изначальными) и в переводе научных, исследовательских, критических и других произведений, которое «допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования»;
в подпункте 2 п. 1 ст. 25 о воспроизведении программ для ЭВМ и баз данных, в котором говорится, что лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя изготовить ее копию для архивных целей и для замены, если «оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования».
Из приведенных положений Закона об авторском праве следует признать основным положение п. 2 ст. 9, так как только оно, хотя и неполно, раскрывает рассматриваемое правовое понятие. Анализ данной нормы показывает, что понятие «оригинал произведения» законодатель трактует весьма узко: только как произведение, на котором указано имя или псевдоним автора.
Э.П.Гаврилов в «Комментарии к Закону об авторском праве и смежных правах» отмечает, что п. 2 ст. 9 Закона устанавливает презумпцию того, что автором является лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения. Также Э.П.Гаврилов пишет, что данная презумпция распространяется и на автора, указанного под псевдонимом: «Указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора».
Приведенное выше опровержение стоит подвергнуть критике, указав, что автор, когда пишет о другом оригинале произведения, на самом деле имеет в виду повтор произведения, его список, то есть копию, нечто списанное с оригинала. Нельзя полностью согласиться и с выводами Р.Ситдиковой о «случайном характере» употребления законодателем термина «оригинал произведения». Однако, опираясь на комментарий к п. 2 ст. 9 Закона об авторском праве Э.П.Гаврилова, можно сделать вывод о нечеткости в определении понятия «оригинал произведения» и об отсутствии критерия его демаркации от понятия «копия произведения».
В действующем законодательстве понятие «оригинал произведения» введено ст. 1291 ГК РФ:
«1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.
В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
2. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.
3. Правила настоящей статьи, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение».
Для более детального рассмотрения понятия оригинала произведения живописи рассмотрим комментарии разных авторов к вышеприведенной статье ГК. Комментарий к ст. 1291 ГК РФ Э.П. Гаврилов начинает с исследования того, что такое оригинал, и приходит к выводу, что «не любой материальный носитель, воплощающий произведение, является оригиналом. Понятие «оригинал» применимо лишь к произведениям изобразительного искусства». Далее автор пишет, что оригинал в качестве материально выраженного объекта всегда уникален, и даже при создании авторской копии это творение не равно оригиналу, а является его «повтором».
Интересна мысль Э.П. Гаврилова о том, что кроме произведений изобразительного искусства ни к каким другим объектам авторского права не применимо понятие «оригинал произведения». Поясняя эту мысль, он пишет, что литературные, музыкальные или иные подобные произведения, выраженные в материальных носителях, являются «не оригиналом и копиями, а экземплярами этих произведений». Так, любой экземпляр нотной записи музыкальных произведений не может быть копией, потому что он «полно и адекватно, во всей глубине отражает форму и содержание таких произведений».
Попробуем выяснить объем значения понятия «оригинал». Для этого проанализируем его определения, приведенные в словарях.
«Советский энциклопедический словарь» следующим образом трактует изучаемое понятие: «Оригинал (от лат. originalis – первоначальный), 1) подлинное произведение (в отличие от копии), 2) в издательском деле – текстовое или графическое произведение, прошедшее редакционно-издательскую обработку и подготовленное для изготовления печатной формы».
Словарь В.И.Даля так определяет исследуемое понятие: «Оригинал – подлинник, образец, истая, подлинная работа, произведение»6. Необходимо добавить, что именно В.И.Даль приравнивает понятия «оригинал» и «произведение», при этом упоминая, что в живописи оригиналом является подлинная картина художника.
Словарь С.И.Ожегова также определяет понятие «оригинал»: «То же, что подлинник» и приводит пояснение с примером применения в виде «оригинал портрета».
Как видно из приведенных словарных статей, во всех случаях оригиналом является подлинное произведение. Следовательно, под оригиналом в ГК РФ понимается подлинник, первоначальное произведение. Ст. 1291 упоминает оригинал рукописи и оригинал произведения живописи.
В комментарии к ст. 1291 ГК РФ Ю.А.Дмитриев, А.Ф.Квитко, Н.И.Квитко и Е.А.Свиридов пошли по пути исследования многообразия лексического значения слова «оригинал». Они пишут, что оригинал произведения существует только в единичном экземпляре. «Если с оригинала сделана копия, возникшая в результате творческой деятельности гражданина, то она признается самостоятельным объектом». Авторы комментария также подчеркивают, что оригинал произведения может быть выражен только в материальной, то есть осязаемой форме, в которой впервые выражено соответствующее произведение.
Итак, проанализировав многообразие смыслов правового понятия «оригинал произведения», приведенного в ст. 1291 ГК РФ, можно сделать следующий вывод. С одной стороны, Кодекс уделяет данному понятию больше внимание, нежели Закон об авторском праве. С другой стороны, четкого определения понятия «оригинал произведения» по-прежнему нет. Дефиниции этого понятия отчасти дают ученые – комментаторы ГК, но не сам законодатель.
В связи с тем, что смысл расматриваемого понятия достаточно размыт, по смыслу разделить понятия «оригинал произведения» и «оригинальное произведение» исходя из современного законодательства нельзя. Первое сводится к значению слова «оригинал», а второе – к значению слова «произведение». Для того, чтобы эти понятия не пересекались, необходимо законодательно дать им четкие и ясные дефиниции или, если это невозможно, регламентировать их смысловые границы.
Исходя из вышеизложенного хотелось бы предложить четкое определение понятия «оригинал». Оригинал – это уникальный продукт, выраженный в материальной форме (зафиксированный на материальном носителе), который при его копировании, то есть повторении, воспроизводится не полностью, не целиком или неточно. Именно такое определение было главным аргументом законодателей, не предоставлявших авторского права на произведения живописи в Англии XVIII в. При современных способах копирования возможно, что такое определение потеряет свою силу, но пока специалисты способны отличить оригинал от списка, оно будет справедливо отражать смысл понятия «оригинал».

Список литературы
1. Ситдикова Р. Оригинал произведения//ИС. 2008. № 3.
2. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005.
3. Гаврилов Э.П. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
4. Дмитриев Ю.А. и др. Постатейный научно-практический комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В 2-х кн. Кн. 1. М.: ООО «Издательский дом «Буквоед», 2008.


НАЗАД : Раздел - Объекты исключительных прав

ДАЛЬШЕ: Раздел - Патентуемые произведения

Роспатент об авторском праве и смежных правах

О государственной регистрации результатов научно-технической деятельности

На ГЛАВНУЮ страницу сайта



Используются технологии uCoz